Аннотация к рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин модулей, реализуемых в рамках основной образовательной программы в 2022-2023 учебном году
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В 2023-2024 учебном году в 1-4 классе реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г № 286). Рабочие программы учебных предметов на уровне начального общего образования разработаны в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
В начальной школе реализуется учебно-методический комплекс «Школа России», в основу которого положена идея создания информационно-образовательной среды, в которой живёт, творит и учится ребенок. Принципы данного УМК отвечают требованиям ФГОС НОО, обеспечивают целостность образовательного пространства. В основе УМК лежит личностно-деятельностная система организации обучения, которая создает условия для достижения обучающимися личностных, метапредпредметных и предметных результатов, формирования универсальных учебных умений и личностных качеств. УМК представлен завершенными предметными линиями учебников. Учебники данного УМК включены в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345) с изменениями (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 мая 2019 г. N 233).
Предметная область «Русский язык и литературное чтение»
Предмет русский язык
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной образовательной программы начального общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
- использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 663 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе 162 часа, во 2 классе 167 часов, в 3 классе 167 часов, в 4 классе 167 часов.
УМК
1 класс: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. В 2-х частях. Москва. «Просвещение».
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. Москва. «Просвещение».
2 класс: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник в 2-х частях. Москва. «Просвещение».
3 класс: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3 класс Учебник в 2-х частях. Москва «Просвещение».
4 класс: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 4 класс Учебник в 2-х частях. Москва. «Просвещение».
Предмет литературное чтение
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. На литературное чтение в 1 классе отводится 130 часов, во 2 классе 133 часа, в 3 классе 133 часа, в 4 классе 133 часа.
УМК
- Литературное чтение (в 2 частях), 1 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Предметная область «Математика и информатика»
Предмет математика
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной образовательной программы начального общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
- Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий
- Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно- познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше -меньше», «равно- неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события)
- Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.)
- Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
Место учебного предмета «Математика в учебном плане»
На изучение математики в каждом классе отводится 4 часа в неделю, всего 535 часов, из них: в 1 классе 131 час, во 2 классе 134 часа, в 3 и 4 классах по 135 часов.
УМК:
- класс: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник в 2-х частях. Москва. «Просвещение».
- класс: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. Учебник в 2-х частях. Москва. «Просвещение».
- класс: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Математика 3 класс Учебник в 2-х частях, Москва, «Просвещение».
- класс: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Математика 4 класс Учебник в 2-х частях, Москва, «Просвещение».
Предметная область «Обществознание и естествознание»
Предмет «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 263 часов (два часа в неделю в каждом классе): в 1 классе на 64 часа, во 2 классе на 68 часов, в 3 классе на 65 часов, в 4 классе на 66 часов.
УМК
- Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
В 4-х классах введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один. В 2023-2024 учебном году родителями, законными представителями обучающихся был выбран модуль ОРКСЭ: «Основы светской этики». Данный модули направлены на формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Они служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания обучающихся. Учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся основной школы, а также предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Предметная область «Искусство»
Предмет музыка
Рабочие программы по музыке для начальной школы (1 -4 классы) разработаны на основе авторской программы «Музыка» 1-4 классов, авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Предметная линия учебников «Школа России». Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
Предмет Изобразительное искусство
Рабочие программы по изобразительному искусству для начальной школы (1-4 классы) разработаны на основе программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 -4 классы.
Рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Предмет физическая культура.
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий.
Цель физического воспитания: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Описание места учебного предмета, в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №7 г. Шахты на 2023-2024 учебный год учебный предмет «Физическая культура» является обязательным, на его преподавание в 1-3 классах отводится три занятия в неделю (в каждом классе), в 4 классе - два занятия в неделю. Тематическое планирование составлено: для 1 класса на 98 часов (8марта, 30 апреля, 1, 3, 10 мая); для 2 класса – на101 час (30 апреля, 1 мая); для 3 класса – на 101 час (30 апреля, 1, 2, 9 мя); для 4 класса – на 67 часов (30 апреля, 2, 9 мя).
Учебно методический комплекс
- Физическая культура, 1-4 класс/Лях В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение».